(Болотов Дмитрий Михайлович; 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст.), иером., худож., иконописец, фотограф. Из дворянского рода, правнук А. Т. Болотова. В 1854 г. поступил в АХ вольноприходящим учеником, учился в мастерской проф. исторической живописи А. Т. Маркова. Его сокурсниками были К. Е. Маковский, В. В. Верещагин, И. И. Шишкин, К. В. Лемох, А. И. Корзухин. Экспонировать свои работы начал на академических выставках в 1863 г. Был награжден 2 большими и 2 малыми серебряными медалями, в т. ч. в 1862 г. большой серебряной медалью за конкурсный рисунок «Моисей иссекает воду из скалы» (ТМИИ). В 1865 г. окончил академию со званием классного художника 3-й степени, в 1868 г. ему была присвоена 2-я, в 1870 г.- 1-я степень. В 1876 г. написал портрет И. К. Айвазовского (Научно-исслед. музей Рос. АХ в С.-Петербурге) и претендовал на звание академика, но не получил его.
Болотов жил в С.-Петербурге, давал уроки живописи, в т. ч. вел. князьям и княжнам. Работал преимущественно в портретном жанре маслом, акварелью, пастелью и карандашом; писал стихи. В числе его произведений этого периода - автопортрет 1866 г. (ГРМ), неск. детских портретов 1861-1862 гг. (ТМИИ), портреты В. П. Аваева (1878, ТОКГ), М. Н. Поливанова (1881, Ульяновский обл. худож. музей), А. М. Решетова (1882, ТГОМ) и др. Его работы хранятся в музеях С.-Петербурга, Тулы, Ульяновска, Зарайска, Пензы, Новосибирска, Твери.
Еще во время учебы в академии Болотов стремился к монашескому образу жизни, но считал, что сначала нужно подготовиться к нему в миру. В его дневниковых записях 50-70-х гг. XIX в. отразились глубокие религ. размышления. Он читал творения св. отцов, делал выписки из них. В 70-х гг. XIX в. начал писать иконы в живописном стиле. Болотов посетил схим. Амфилохия Реконского, и тот предсказал ему, что он будет монахом. Познакомился с прп. старцем иеросхим. Амвросием (Гренковым), духовной дочерью к-рого была сестра Болотова схиигум. София (Астафьева), первая настоятельница Шамординской Казанской общины (впосл. мон-рь). В 1886 г. по благословению прп. Амвросия Болотов поступил в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. 2 апр. 1887 г. причислен к братству Иоанна Предтечи скита при Оптиной пуст. 4 дек. 1899 г. пострижен в монашество, 19 янв. 1900 г. посвящен во диакона и во иерея Калужским еп. Макарием (Троицким). В мон-ре исполнял живописное послушание, часто вел беседы с паломниками, его неоднократно отпускали в мир с целью проповеди.
Д. написал с натуры и по фотографиям целый ряд портретов (в т. ч. посмертных) оптинских монахов и шамординских монахинь. Известны портреты прп. Амвросия Оптинского, точно отражающие внешний облик старца, выполненные с профессиональным мастерством, некоторые - по заказам почитателей старца. К числу ранних подписных работ Д. оптинского периода относится поясной портрет прп. Амвросия в монашеском одеянии и клобуке, с наперсным и наградным крестами, с посохом и четками в руках, к-рый был закончен 10 окт. 1892 г., т. е. через год после смерти старца в день его памяти (ЦАК МДА; на фоне слева внизу - автограф художника: «Димитрiй Б. 1892 10 Октяб»). Существует неск. авторских повторений изображений прп. Амвросия в белой рясе, темной мантии и скуфье, возлежащего на постели с четками в левой руке, в частности портрет 1892 г. (Церковно-исторический музей Данилова мон-ря в Москве), работа 1902 г. (ЦАК МДА; автограф справа внизу: «Художникъ Данiилъ Болото[в] Оптина Пустынь 1902. 15 Июля»), портреты и этюд кон. XIX - нач. XX в. (Пюхтицкий монастырь, Оптина пуст.). Подобное изображение прп. Амвросия вместе с духовной дочерью О. К. Гончаровой (1899, из имения Гончаровых Полотняный Завод (Соловьёв В. Картины Полотняного Завода // Рус. галерея. 2001. № 1. С. 85-89)) имеет, очевидно, заказной характер (подпись автора с датой - на корешке книги под подушкой). Д. написал портреты схиигум. Софии (Астафьевой) (1888, частное собрание). Среди портретов прп. Амвросия и др. оптинских старцев кон. XIX - нач. XX в. без подписей художников (ГММК, ЦАК МДА, Оптина пуст., частные собрания), возможно, имеются работы Д. (напр., портрет прп. Нектария (Тихонова) (?) на подушках, частное собрание). В описях коллекции музея «Оптина пустынь» 20-х гг. XX в. (ГИМ ОПИ. Ф. 521. Ед. 7, 19, 69, 70) значится ок. 20 портретов Калужских архиереев и оптинских старцев работы Д. (местонахождение неизв.).
По словам художника, он работал над росписями храмов Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря, в частности, под его рук. выполнена стенопись больничной ц. Владимирской иконы Божией Матери (не сохр.). Существует предположение об исполнении им росписи в трапезной Оптиной пуст. (80-90-е гг. XIX в.). Д. приписывалось авторство иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (см., напр.: Щенникова Л. А. Прославленные иконы Пресв. Богородицы у преподобных старцев Серафима Саровского и Амвросия Оптинского // ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 110-125), в наст. время высказано сомнение в обоснованности этой версии (А. Л. Толмачёв, см. также: Каширина В. В., Черкасова Г. П. К истории иконы «Спорительница хлебов» // Оптинский альманах. Вып. 2 (в печати)). Д. основал иконописные мастерские с обучением по программе художественных уч-щ в Оптиной пуст. и в Шамординском монастыре (напр., копировались картины В. Л. Боровиковского), ввел в обиход этих обителей фотографию (фотографии Д. использовались в качестве иллюстраций оптинским изд-вом). В это время Д. продолжал работать над произведениями светского характера (портреты близких к Оптиной пуст. людей, детей, напр. А. П. Воронцовой-Вельяминовой, 1905, частное собрание).
Сохранились биографические записи, дневники (с размышлениями Д. об искусстве), переписка и рисунки Д. из архива Оптиной пуст. (РГБ ОР). Там же находится перечень сюжетов его картин, среди к-рых упоминаются «Похоронная процессия в ненастный осенний день», «Страшный Суд», «Распятие», «Спаситель, окруженный несчастными страдальцами», «Матерь всех скорбящих», «Блудный сын у ног отца своего», «Смерть праведника, окруженного ангелами», «Смерть грешника», «Мучения в аду», «Моления о чаше», «Иисус Христос в облаках, указывающий на небеса», «Человек один в своей комнатке занимается при свете лампы», «Иисус Христос, умывающий ноги апостолу Петру», «Мучающийся умирающий младенец». В частных собраниях хранятся иконы работы Д. «Спас Нерукотворный» и «Божия Матерь» (с подписью художника) кон. XIX - нач. XX в.
В Оптиной пуст. Д. познакомился с С. А. Нилусом, стал его другом. Нилус оставил воспоминания о художнике в кн. «Великое в малом». Перед смертью Д. хотел принять схиму, но прп. старец игум. Варсонофий (Плиханков) не благословил его на это. Д. похоронен в Оптиной пуст. напротив алтаря Введенского собора.